Вино Украины• НОВОСТИ • 
| ВИНА УКРАИНЫ | Паспорт отрасли | Производители | Каталог продукции | Выставки | Законодательство | Экспресс-диагностика и аналитика рынка | Реклама | Торговая площадка | Тренинги и семинары | Карьера | ...и на посошок! |
Россия. На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды
2014-08-27Россия. На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды

Россия. На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды

На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды. К государственной политике по снижения алкоголизации населения, благодаря которой в России активно развивается серый рынок алкоголя, добавились проблемы с импортом иностранных вин и виски. В начале августа стало известно, что у одного из крупнейших российских импортеров вин - петербургской компании «Марин Экспресс» - была приостановлена лицензия, несколько дней назад Роспотребнадзор нашел в виски Jack Daniel's вредные вещества. Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя, рассказал РБК-Петербург, что ожидает алкогольный рынок России в ближайшее время и что произойдет, если запретят ввоз текилы, рома и абсента.

В последнее время наблюдается повышенное внимание властей к производителям и дистрибьютерам алкогольной продукции, поставщикам иностранных вин и виски? К некоторым компаниям наведываются силовики, у кого-то уже отобраны лицензии... С чем, по вашему, это связано?

Не сказал бы, что это какое-то мощное движение. Основные лицензии были отобраны еще в 2010-2012 годы. За это время стало в два раза меньше производителей, дистрибьюторов, импортеров алкогольной продукции во всех сегментах.

К чему это привело?

Во-первых, все это прошло без слияний и поглощений - компании уходили с рынка вместе с брендами. При этом нелегальной продукции меньше не стало.

Кроме того, эти события совпали тем, что в 2012 году была проведена акцизная реформа. Одновременно начала резко расти цена на водку - с 2010 по 2014 годы продукт подорожал в 2,5 раза. Население начало экономить на легальной продукции из магазина, при этом не снижая объемы потребления. Сейчас у нас засилье казахской водки по 100 руб., огромный рынок суррогата, который продается с рук.

Надо понимать, что снизить алкоголизацию населения невозможно, но можно изменить структуру потребления. Действия, которые предпринимаются, пока не влияют на сокращение потребления.

Кроме того, во всем цивилизованном мире растет потребление алкоголя, особенно мощное влияние оказывает кризис. Он вызвал перераспределение в структуре потребления: сокращается потребление слабого алкоголя, растет потребление крепкого, прежде всего, дешевого, суррогатов и нелегальной продукции. Везде, и в России тоже самое. Мы в тренде.

А какие перспективы у винной отрасли в России?

Сейчас виноделие является выходом для производителей водки. Я считаю, что сегодня лучшая диверсификация бизнеса для российских водочных компаний - это вложение в винодельческую отрасль.

Как, в таком случае, вы оцениваете потенциал Крыма?

Потенциал у региона есть, но половина заводов и виноградников находится не лучшем состоянии. Больших объемов там не стоит ожидать, если не будет принята серьезная госпрограмма.

Повлияют ли санкции на алкогольный рынок?

Алкоголь пока не трогают. Его отдали Роспотребнадзору, который будет изгонять «скверну алкогольную». Что делается сейчас? Ударили по популярному бурбону Jack Daniel's . Это символ западного образа жизни. 85% населения этого не заметит, а 15% будут искать обходные пути (дьюти-фри и т.д.).

В последние годы у многих сложилось впечатление, что россияне переходят на дорогой алкоголь.

На самом деле рынок виски в России небольшой. Потребление выросло за 15 лет в 100 раз … почти с нуля. В прошлом году в страну завезли 40 млн литров виски, выпили - 50 млн литров виски. То есть 10 млн – это то, что приготовили в России из ворованного этилового спирта, смешанного с ароматизаторами и красителями. Они продают это в фирменных бутылках в ресторанах и магазинах в несколько раз дешевле.

Виски потребляет всего 15% нашего населения России. Если сейчас запретят ввоз текилы, рома, абсента и прочего - это заметит только 15% населения (20 млн человек). Кстати, 40% виски выпивается в одном городе – в Москве, 10% - в Петербурге, оставшийся объем идет на регионы. Если говорить о роме, то его рынок в России менее 15 млн л в год.

Можно сказать, что наращивать производство в этом сегменте пока рано?

Трудно добиться его популярности в России, но пробовать надо. Во-первых, продукт не получается дешевым, практически в одну цену с самым дешевым импортным. Во-вторых, есть предубеждения против российского розлива. Наш потребитель не слишком доверяет российскому производству вот такого типа экзотики. Производителю водки доверяет, а вот российскому виски, рому или джину пока не очень – его придется переубеждать. На это годы потребуются.

А как же пример Белоруссии?

Да, в Белоруссии несколько лет разливают виски, ром, джин. Дорогие бренды они завозят в бутылках, а дешевый продукт они разливают сами из привезенного продукта наливом. Но их Потребнадзор не чета российскому, там хороший контроль. Правда, все равно продукция получается дороговатой, но зато они не боятся его пить. В России много лет должно пройти, чтобы наши люди привыкли и поверили в качество.

Что ждет алкогольный рынок в ближайшие годы?

Потребление алкоголя будет сокращаться по мере ухудшения российской демографии. На потребительский рынок вышла молодежь, рожденная в 1990 и далее, в те года были зафиксированные сильные демографические спады. Пивной рынок это уже ощущает с 2008 года, винный с 2012- 2013гг., а рынок крепкого алкоголя уловит этот тренд с 2017 года.

В России продолжится тенденция сокращения торговых точек с алкогольной лицензией. В программе Росалкогольрегулирования есть план - до 2018 года сократить число торговых точек, продающих крепкий алкоголь, еще в два раза. То есть у нас было 330 тысяч магазинов с алкоголем на 1 января 2012 года, после реформы 2012 года их стало 240 тыс. Через три года только 120 тыс. магазинов будут продавать крепкий алкоголь.

Сокращение коснется и производственных мощностей. Если в 2007 году в России работали 265 ликеро-водочных заводов, то сейчас около 110. Укрупнение отрасли продолжится.

А что происходит с производством спирта?

Легальное производство уже упало больше, чем на 30%. В итоге количество операторов на рынке оказалось избыточным. Если в 2007 году у нас работало 135 спиртзаводов, сейчас около 40. К тому же у нас строятся новые государственные заводы, уже сейчас происходит создание госмонополии на рынке спирта. Уже перед Новым годом порядка 50% продукции будет производиться на государственных предприятиях. За ближайшие два года этот показатель достигнет 90%.

Чем это плохо?

Это ни на что не влияет. Это просто вопрос распределения прибыли. К примеру, на Украине 20 лет спирт выпускает только государственные заводы - при этом 50% рынка водки является нелегальным.



Источник: rbc.ru


Агентство Промышленных Новостей
Россия. На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды
На ту же тему:
Россия. На рынке алкоголя продолжают исчезать игроки и бренды

Комментарии и вопросы по поводу сайта просим направлять по адресу: support@ukrfood.com.ua
©2008-2019 Все права защищены. Ни одна часть сайта не может быть воспроизведена без предварительного разрешения
АГЕНТСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОВОСТЕЙ ®АПН